Группы
Проект «Осень золотая» в средней группе
6
ноября
2020
Тип проекта – исследовательский, информационно – творческий.
Продолжительность – краткосрочный.
Участники – дети, родители, воспитатель.
Возраст детей - средняя группа (4-5 лет).
Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы.
Сухомлинский В. А.писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».
Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования её ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать подрастающее поколение первых лет жизни, любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные экскурсии и наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.
Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу,так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.
Цель: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта:
- формировать основы экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
- воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;
- развивать умение видеть красоту окружающей природы, разнообразие её красок и форм;
- охранять и укреплять здоровье детей;
- расширять представления детей о деревьях и кустарниках;
- развивать диалогическую речь, вовлекать детей в разговор во время наблюдений.
Предполагаемый результат:
- расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
- пополнится словарный запас;
- дети смогут устанавливать причинно - следственные связи между изменениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
- сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Подготовительный этап:
- Определение темы, постановка цели и задач.
- Определение методов и приемов работы.
- Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
- Подбор материалов для творческого труда.
- Изготовление дидактических игр.
- Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.
Основной этап. На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.
План работы по осуществлению проекта «Осень золотая».
Наблюдения.
Цикл наблюдений, экологическая прогулка по территории детского сада.
Цель: дать детям представления об осенних изменениях в природе, продолжать учить детей различать и называть деревья на территории детского сада. Способствовать развитию интересов к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, желание и умение оказывать ей помощь.
Наблюдение за кленом.
Цель: расширять знания детей о деревьях, растущих на участке детского сада.
Наблюдения за шиповником.
Цель: расширять знания о кустарниках растущих в природе.
Беседы.
Беседа - «Осень – добрая волшебница».
Цель: развивать творческое воображение, приобщать к красоте, искусству, творчеству.
Беседа – «Листопад».
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.
Беседа – «Растительный мир осенью».
Цель: расширить представление о разнообразии растительного мира.
Беседа – «Что мы знаем про осень».
Цель: расширить знания детей о временах года.
Консультация для родителей «Как одеть детей осенью на прогулку»
Совместное создание гербария «Деревья и кустарники»
Речевое развитие
Творческое рассказывание по темам.
- «Мы гуляли на участке».
- «Что я видел в парке».
Рассматривание иллюстраций об осени.
Словесные игры.
- «Опиши словами осень».
- «Осень в лесу».
- «Вспомни и назови».
- «Подбери действия».
Пальчиковые игры.
- «Паучок».
- «Капуста».
- «Дождик».
Дыхательные упражнения.
- «Сдуй листок».Цель: развивать речевое дыхание.
- «Листопад».Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
- «Дует ветерок».Цель: развивать выдох. Активизировать мышцы губ.
Разучивание пословиц.
Загадывание загадок про осень.
Чтение художественной литературы.
- К. Бальмонт «Осень».
- Л. Толстой «Дуб и орешник».
- К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев».
- А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование»и т. д.
Чтение дома произведений про осень.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры.
- «Прогулка в лесу».
- «Всей семьёй в парк».
- «Убираем огород».
Дидактические игры.
«Найди такой же листок».
Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.
«С какой ветки эти детки?».
Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.
«Отгадайте что это за кустарник, дерево».
Цель: учить описывать предмет и узнавать по описанию, развивать память и внимание.
«Третий лишний».
Цель: закрепить знания детей о многообразии растений. Развивать память, быстроту реакции.
«Что изменилось? (да или нет)».
Цель: закрепить знания детей о приметах осени.
«Чудесный мешочек»
Цель: упражнять в угадывании наощупь фруктов и овощей
Игры – драматизации.
- «Репка».
- «Под грибом».
Настольно-печатные игры.
- «Времена года».
- «Деревья и кустарники».
- «Ягоды – фрукты»
Труд.
- Уборка опавшей листвы на участке.
- Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки для гербария).
- Укрывание корней деревьев опавшей листвой.
- Сбор семян цветов.
Беседы по ОБЖ.
- «Почему нельзя пробовать неизвестные ягоды».
- «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья».
Консультация «Берегите природу».
Обогатить родителей знаниями экологического направления.
Художественно-эстетическое развитие
Обрывная аппликация.
«Грибочек»
Лепка.
«Осенние листья»
Самостоятельно-художественная деятельность.
- «Деревья осенью».
- «Ветка рябины».
Хороводные игры.
- «Что нам осень принесла».
- «Огородная - хороводная» .
Досуги и развлечения.
- «Осенний праздник».
Беседы.
- «Как одеваться осенью».
- «Если хочешь быть здоров».
Подвижные игры.
«Листопад».
Цель: согласовывать движения сигналом воспитателя, закреплять цвета.
«К названному дереву беги».
Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег.
«Такой листок лети ко мне».
Цель: развивать внимание, наблюдательность. Упражнять в нахождении листьев по сходству.
«Поймай листок».
Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Физкультминутки.
- «Клён», «Листопад», «Грибы».
Совместная работа родителей и детей
- Конкурс «Осенних поделок»
- Конкурс «Василёк для детского сада»
Результаты проектной деятельности:
- В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осеннихизменениях в природе, о многообразии осенних даров;
- На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
- Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их;
- Узнали о пользе деревьев и кустарников;
- Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта: поделки из природного материала.
Заключительный этап.
- Осенний праздник.