Группы

Мастер - класс для родителей «Играем пальчиками для развития мелкой моторики и речи»

27

июня

2022

Выполнили: воспитатели       

группы детей раннего возраста

Трутнева Ольга Сергеевна,

Химина Людмила Викторовна.

 

Источники способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.  От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые,

питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

 

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Задачи:

  1. Вызывать у родителей желание заниматься с ребенком по развитию мелкой моторики, познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях.
  2. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей.

Участники: родители и дети.

1 часть

Здравствуйте, дорогие родители рады вас видеть на нашем мастер классе.

Сегодня мы с вами, поговорим о мелкой моторики, что это и какое значение она имеет в развитии ваших детей. Для того чтоб наш ребенок, чему то научился нам самим необходимо учиться. Мы будем играть в пальчиковые игры. Это не только развитие мелкой моторики, но и развитее ваших отношений с ребенком. Играя с ребенком, вы формируете в нем уверенность в себе в своих силах, доверие к взрослым.

 Вопросы к родителям:

  • Как вы играете с пальчиками вашего ребёнка?
  • Когда вы были маленькими, ваши мамы делали вам пальчиковую гимнастику? Как?
  • Играли ли вы сами с вашими пальчиками? Расскажите как?

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов позитивного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимает, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает, похлопывает, ребенок получает массу необходимых для него эмоционального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все действия сопровождаются стихами. Ритм и неизменный порядок слов, рифма стихов привлекает внимание малышей и легко ими запоминается.

 

Теоретическая часть:

Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думает, с чем это связано?

Это можно объяснить несколькими причинами:

  • взрослые меньше говорят с детьми;
  • дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео);
  • дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

Работа рук способствует психическому успокоению;

  • предотвращает развитие утомления в мозговых центрах - способствует возникновению успокающего эффекта - развивает речь ребенка;.

Совет взрослым:

Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.

Кто из вас расскажет и покажет массаж рук, который делали своим детям наши мамы, бабушки, прабабушки, да, наверное и Вы сами играли так со своими детьми? (ответы родителей.) Правильно «Сорока – белобока»

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона»«Ладушки»«Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.

Практическая часть:

Я предлагаю Вам поиграть в пальчиковую игру Сорока-белобока»

Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.

Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.

Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.

Дальше, внимание, не всё так просто!

Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.

Затем - средний, он стимулирует работу печени.

Затем - указательный отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.

Пальчиковые игры усиливают согласованную деятельность речевых зон и способствуют лучшему развитию памяти и воображения ребенка, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие – либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.

Мы  хотим Вас научить нескольким пальчиковым играм.

«Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

А самый маленький пальчик?!

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

 

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

(Разламываем апельсин))

Много нас, а он один!

(Показываем 10  пальчиков, а потом один пальчик)

Эта долька для ежа,

(Разгибаем большой пальчик)

Эта долька для стрижа,

(Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят,

(Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для котят,

(Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра,

(Разгибаем мизинчик)

Ну, а волку - кожура!

(Бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – ой-ой!

(Сжимаем кулачок, грозим)

Разбегайтесь-кто куда!!!

(«бегут» пальцами по столу или по ногам).

 

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту жмём, жмём (пальчики сжимаем и разжимаем)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

В банку укладываем (показываем будто в банку кладем капусту)

Рассолом заливаем (показываем будто в банку рассол наливаем)

И крышку закрутили (показываем рукой по кругу крышку закручиваем)

Капуста готова, ам.

  

«Замок»

 На двери висит замок (Руки в замок, раскачиваем замком вверх-вниз или вправо-влево в такт словам).

- Кто его открыть бы смог?

- Мы замочком постуча-а-али! (Пальцы сомкнуты, стучим запястными суставами, можно постучать по столу).

- Мы замочек покача-а-али (пальцы сомкнуты, качаем запястными суставами, вправо-влево)

- Мы замочек покрут-и-или! (Пальцы в замке, крутим ладони).

                                              

- Потяну-у-ули! (Пальцы в замке, тянем в разные стороны).

                                   

- И открыли! (Резко отпускаем руки, раскрываем замок и разводим руки широко в стороны).

«Пальчики гуляют»

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

(Разгибаем пальцы и собираем в кулак).

 

 

 «Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

 

 «В садик»

Большой пальчик встал один.

Указательный-за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все-«Ура!»

В детский сад идти пора.

(Сжать пальцы в калачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все…»-широко расставить пальцы в стороны).

 

Рефлексия.

Воспитатель: на заключительном этапе мастер- класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение- что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень. Спасибо за внимание, в заключении  хотим вам раздать памятку по массажу пальцев.

  

Литература:

1.«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»составители: Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г., Волгоград, 2013г.

  1. Хвостовцев А. «Умные ручки»- Новосибирск, 2008г. ;
  2. Юрчук Е. Н. «Эмоциональное развитие дошкольников- методические рекомендации»«Сфера», 2008г.

4 Новицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» - Москва, 2006г. ;

  1. Шанина С. Е. «Играем пальчиками – развиваем речь»Москва, 2008г. ;
  2. Сеть-интернет, сайт: https://buroperevodov.su/raznoe/poteshki-igry-palchikovye-fitnes-dlya-palchikov-10-veselyh-poteshek 

 

МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ (памятка)

Мизинчик, он отвечает за работу сердца.

Безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.

Средний, он стимулирует работу печени.

Указательный отвечает за работу желудка.

Большой палец ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой рукой.

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo