Специалисты
Что такое социальные паттерны в воспитании детей
2
февраля
2023
Социальные паттерны воспитания – это шаблоны родительского поведения, которые распространены в обществе. Это вопрос трендов, осведомленности родителей о моделях воспитания, развития психологической мысли. Например, в социалистическую эпоху в семейном воспитании ценилась строгость, действовала система ограничений и правил. Если ребенок выполнял их, родители как бы получали гарантию того, что они воспитывают социально ответственную, патриотичную, трудолюбивую личность.
В современном обществе популярны другие модели, близкие к идеям свободного воспитания: взрослые угадывают и удовлетворяют потребности детей, при этом рассчитывают на то, что подход с акцентом на внимание к дошкольнику будет способствовать развитию ребенка, раскроет в нем таланты.
Социальные паттерны меняются, поскольку изменяются представления о том, как выглядит счастливая личность. Проблема современных социальных паттернов в том, что многие родители не отдают себе отчета, где границы между разумной заботой и ситуацией, когда взрослые слепо потакают капризам ребенка. Поэтому стандартные модели заботливого отношения к детям, то есть социально одобряемые, шаблонные показатели «хорошего» родителя, могут привести к избалованности малыша и даже к его дезадаптации. Ребенок может начать воспринимать усилия взрослых как их обязанность, нечто естественное, что, само собой разумеется. В результате он может «отказаться» взрослеть, брать ответственность за себя и других.
Варианты жалоб родителей, когда они эксплуатируют искаженный социальный паттерн: ребенок «вдруг» стал агрессивным, раздражительным, плаксивым, излишне обидчивым, драчливым, конфликтным, заторможенным, безвольным, апатичным.
КАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПАТТЕРНЫ РОДИТЕЛЕЙ
могут привести к нежелательному результату, и как его изменить.
Поведение родителей/ Социальный паттерн |
На что жалуются родители |
Как изменить социальный паттерн |
Ребёнок не просто находится в центре внимания родителей и других взрослых членов семьи, а его потребности предугадывают и неукоснительно выполняют. При этом нет системы запретов и правил, которые ребенок должен выполнять. |
Ребенок не понимает слово «нельзя», не соблюдает |
Приучать ребенка к режиму |
Родители никогда не критикуют малыша, любое его поведение они одобряют или оправдывают. |
Ребенок не умеет переживать поражение. В общении он стремится доминировать, |
Обсуждать с ребенком его поведение, если он поступает нечестно или нарушает правила. Прямо говорить ему о проступке и о том, какие эмоции этот проступок вызывает. Разбирать проступок с самого начала: выяснить, что привело к нему, и моделировать ситуацию заново, чтобы в следующий раз малыш не ошибся. |
Родители считают, что наказания ребенка антигуманны, рассматривают их как запрещенный метод воспитания. Стараются говорить «правильные слова», |
Ребенок может казаться равнодушным, проявлять обидчивость, капризничать. Он чувствует формальный подход к воспитанию и улавливает модель поведения «на словах, а не на деле». В дальнейшем приучается говорить правильные вещи, но не следовать им в своей жизни. |
Определить для себя, что понятие наказания – не о насилии и давлении, а о правилах поведения, которым учится ребенок. |
Родители чувствуют свою
|
Ребенок проявляет мало |
Уделять общению с ребенком |
Родители чувствуют потребность защитить своего ребенка от всех |
Ребенок ведет себя несамостоятельно, неуверенно, не проявляет инициативу. Может быть замкнутым, про являть плаксивость. |
Избавиться от собственных гиперболизированных |
Родители воспитывают ребенка в культе страха болезни. Они фиксируют внимание на любом недомогании ребенка, часто |
Ребенок кажется изнеженным, |
Избегать чрезмерно опекать ребенка, не делать за него то, что он способен сделать сам по возрасту. Формировать адекватную самооценку, мотивировать выполнять доступные ему задачи самостоятельно, при этом искренне радоваться успехам ребенка, хвалить его. Отказаться от восприятия ребенка как «слабого», |