Специалисты

Первый раз в детский сад: как помочь ребенку пройти адаптацию быстро и легко

27

апреля

2023

Про адаптацию знают все. Но не все понимают, что это такое

Консультация для родителей и воспитателей

   

Рано или поздно приходит момент, когда родители сталкиваются с необходимостью отправлять ребенка в детский сад. В нашем современном мире родители вынуждены много работать и возраст детей, поступающих в детские дошкольные учреждения уменьшается и теперь малыши попадают в ясельную группу начиная с полутора лет.

Такой ранний отрыв ребенка от семьи и тем более от матери не всегда проходит безболезненно и легко. Прежде чем решиться на этот шаг, родителям надо узнать некоторые нюансы. Если ребенка с двух с половиной лет проще убедить и адаптировать к новым условиям, с помощью бесед и разговоров, то с малышом это будет не столь эффективно. Родителям необходимо быть очень терпеливыми и учитывать тот факт, что нервная система у детей разная и нужно знать особенности нервной системы своего малыша. Дети реагируют на ситуацию по-разному. Один сразу начинает плакать, но как только мама покинет группу, слезы прекращаются. Другой же малыш, наоборот, может рыдать на протяжении всего дня пребывания в детском саду. Ну а третий ребенок так переживает, что сразу начинает болеть и это тоже такой протест против изменившейся в его жизни ситуации. Итак, адаптация — это процесс приспособления организма к новым условиям. Необходимо понимать, что расставание с родителями для малыша большой стресс. И полная адаптация к саду может затянуться на два, а то и три месяца. Практика показывает, что лучше всего к детскому саду, да и в целом к незнакомой обстановке, адаптируются дети из многодетных семей, а также дети которых не держали от внешнего мира под «защитным колпаком». Не прятали от родственников, чрезмерно не берегли от общения с другими детьми на площадках и так далее. И сами проявляли к ребенку интерес через общение и совместные игры. Необходимо понимать, что отдавать часто болеющего ребенка в детский сад – это сильно расстроить итак слабую иммунную систему малыша. Также не желательно отдавать ребенка в детский сад если он слишком мал и очень сильно привязан к матери.

Адаптация к условиям пребывания ребенка в саду у каждого индивидуальна, но она имеет ряд процессов, пройдя которые ребенок полностью привыкнет к новым условиям жизни. И состоят они в следующих моментах:

  • Если ребенок регулярно посещает группу, то его эмоциональное состояние постепенно приходит в норму.
  • У ребенка начинается формироваться внутренняя убежденность, что в детском саду ему становится комфортно, безопасно, что он поиграет с детьми и его обязательно заберут родители. Что находится он в группе детского сада временно и воспитатель обязательно ему будет помогать и поддерживать.
  • Затем он начинает осваивать первичные бытовые и социальные правила пребывания в группе, то есть запоминает группу, ее расположение, территорию на прогулке, запоминает где хранятся его вещи, когда и где он принимает пищу и так далее. Также он учится взаимодействию со взрослыми и со сверстниками, а именно безопасно играть в совместные игры.
  • Постепенно ребенок привыкает к режиму детского садика, не вызывает труда просыпаться, питаться и засыпать в определенное время.
  • В итоге пройдя через все эти процессы у ребенка появляется устойчивое позитивное отношение к одному или двум сверстникам и к взрослому, это может быть и воспитатель или младший воспитатель. А также он находит успокоение в одной какой-либо деятельности в детском саду. Психологическая безопасность и физическая неприкосновенность воспитанников в детском саду – обязательное условие полной адаптации.

Но на практике случается, что ребенок начинает часто болеть, пропускать детский сад или же его в группе кто-то из сверстников обижает, то в этом случае он не адаптируется до конца, группа остается стрессовой территорией. И воспитателю с родителями надо проявить чуткость, внимательность, сотрудничество и солидарность между собой для скорейшего устранения тревог малыша и полной адаптации к условиям детского сада. В этом помогут общие правила выстраивания работы с детками для воспитателя и общие рекомендации для родителей как правильно адаптировать ребенка к саду.

Итак, чтобы оптимизировать эмоциональное состояние ребенка воспитателю нужно создавать условия для того, чтобы потребности ребенка были удовлетворены. К ним относят психологические потребности – в безопасности, признании, общении, уважении, и физические потребности – в комфорте, питании, движении, отдыхе. Ребенку привыкнуть будет легче если у него будет возможность действовать спонтанно и свободно.  То есть надо дать возможность детям, в первую очередь, свободно передвигаться по группе и играть. А также не следует перегружать детей правилами. Ребенок может освоить столько правил сколько ему полных лет. Правила надо формулировать кратко и четко. Например, убирать игрушки после игры в ящик, не кричать, класть варежки на батарею.

Хочется отметить, что правила должны наглядно быть видны из поведения взрослых. Можно рисовать правила и порядок действий на плакатах. Детям 2-3 лет можно предложить самые простые игры: предметно-манипулятивного характера, такие как – машинки, кукольный домик, кинетический песок, из подвижных можно предложить догонялки, «меняются те, кто»; развивающие – конструкторы, сортеры, смарт-доски.

Для того чтобы адаптация прошла хорошо, педагог должен быть последовательным в своих действиях и терпеливым, то есть готовым регулярно отвечать на потребности ребенка. В таком нежном и юном возрасте немаловажный фактор имеют контактные игры, детям очень нравится, когда взрослый их кружит, катает на коленках, рисует ему на спинке ладошкой, детки любят пальчиковые игры, игры в парах («Ладушки» «Сорока- белобока», «Цап» и так далее). Но для этого нужно что бы ребенок ощущал себя в полной безопасности в группе и стал доверять воспитателю. Созданию доверительных отношений с детьми, способствует доброжелательное, ласковое обращение. Поглаживания, легкие прикосновения могут стать своеобразным ритуалом в начале и конце дня пребывания ребенка в группе. Бывает так, что ребенок не дает до себя дотронуться, в таком случае воспитатель может словесно, через ласковую речь побудить ребенка к какому-либо действию. В раннем возрасте ребенок еще не в состоянии воспринимать призывы, обращенные к группе детей. Ему нужны взгляд в глаза, ласковое прикосновение, обращение по имени. Только в этом случае ребенку будет легче понять и принять предложения взрослого.

Стержнем личности, обеспечивающим доверие ребенка к миру, является позитивное отношение к себе.  Для этого воспитателю нужно создавать такие условия, в которых ребенок будет чувствовать свою значимость и будет уверен в том, что он всегда получит поддержку и помощь со стороны взрослого. Поэтому воспитатель должен создавать в группе такие ситуации в которых ребенок будет находится в центре внимания: его имя должно звучать в играх, потешках, песенках и обязательно особое внимание надо уделять ребенку в день его рождения. Большую роль в формировании позитивного отношения к себе играют выставки рисунков и поделок организованной в группе детского сада.

И конечно для легкой и быстрой адаптации немаловажную роль играют родители. Они должны понимать, что для малыша начало хождения в детский сад очень большое событие, которое является для ребенка долговременным стрессом. При этом стресс, родителям, надо воспринимать, как рабочее испытание, переводящее ребенка на новый уровень развития. И если грамотно подойти родителям к вопросу адаптации, то можно избежать многих негативных моментов.

Существуют правила, эффективные приёмы, зная которые родителю будет не сложно пережить этот новый этап в жизни их ребенка. В первую очередь за недели две до поступления в детский сад, ребенок должен сходить в садик с мамой и посмотреть, что там делают другие детки. Просто сразу оставить ребенка в группе детского сада и уйти на целый день нельзя. Так как нервная система малыша получит мощный удар, от которого не так легко будет избавиться. Можно привести ребенка в детский сад, когда деток забирают родители тем самым дать понять малышу что за всеми детками обязательно приходят. Чтобы ребенок не видел плачущих детей при расставании с мамой, желательно всю первую неделю приводить ребенка в садик на час позже. Оставлять ребенка в саду сначала желательно на два, три часа. На вторую неделю можно оставлять ребёнка до обеда, при условии, что прошлую неделю малыш посещал детский сад без пропусков. Не следует затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателя, скажите, когда придете, и уходите. Воспитатель сам примет все меры, чтобы успокоить и отвлечь ребенка. Придумайте какой-то ритуал прощания с малышом, например, помахать маме из определенного окна (ведь к нему еще надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это отвлекает от горестных мыслей). Не забудьте обязательно похвалить ребенка, когда расставания на пороге детского сада начнут проходить спокойно. Но надо быть готовым и к тому, что иногда, ребенок будет встречать родителей вечерним плачем. Это является нормой, ребенок просто хочет получить от мамы порцию нежности и ласки, ведь он так долго ждал и наконец дождался.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo